29 ноября 2011, 12:24 1785 просмотровжители, исполнитель, история, музыка, русланова, сталинград

Лидия Русланова

http://youtu.be/-P6rPVEVkOY

Лидия Русланова, сопровождаемая баянистом, вышла на арену Волгоградского цирка в расшитом, потрясающей красоты, платье, на голове — цветастый платок. И было это накануне 30-летия Сталинградской победы.

В зале собрались сотни волгоградцев, в основном те, кто сражался за волжскую твердыню. Чествовали их знаменитые артисты страны, композиторы и спортсмены.

Под шквал аплодисментов спела она, пусть слабеющим, но всё еще прекрасным контральто, три песни. Среди них были, конечно же, любимые народом «Валенки».

Впервые я познакомился с Руслановой в детстве: у нас, единственных в деревне, был патефон и, конечно же, пластинки с её песнями. Часто, особенно в зимние вечера, отец накручивал пружину специальной ручкой, плавно опускал головку с иглой на мелкие бороздки приличных размеров черного диска.

В ответ слышалось сначала шипение, затем, на удивление, особенно стариков, вылетала из трубы красивая мелодия.

Второе знакомство с великой певицей произошло в студенческие годы, из принесенных друзьями книг.

Оказывается, обладательница неповторимого голоса побывала даже на лесоповале. Захотелось заглянуть в её биографию, а также в судьбы выдающихся личностей, кого неожиданно вычеркнули из учебников истории.

Личное, третье знакомство с Лидией Руслановой было на том самом концерте в цирке. Я сидел в центре зала, хорошо видел и помню её плавное скольжение к микрофону, гордую осанку и несколько уставшее лицо.

И пусть бытует категоричное утверждение, что, дескать, незаменимых людей нет. Не соглашусь: второй Руслановой пока не родила русская земля. Это признают и специалисты, уверяющие, что её голос поражал неповторимым тембром, а самобытный певческий стиль как будто возрождал забытые традиции русских песенниц. Ею созданный колорит исполнения русских народных песен живёт в людской памяти: «Меж высоких хлебов», «Уж ты, сад», «Окрасился месяц багрянцем», «Липа вековая», «Златые горы», Очаровательные глазки»…

Обессмертили Русланову и песни советской эпохи 40-х-60-х годов: «Катюша» Блантера и Исаковского, «В землянке» Листова и Суркова. «Колхозные частушки» так иронично до сих пор никто не исполняет.

Во время войны она объехала все фронты, дала сотни концертов, однако ей так и не удосужились присвоить звание «народной артистки». В 1942 году присвоили всего лишь титул «Заслуженная артистка РСФСР». А в 1948 году советская власть её и вовсе «отблагодарила»… сибирскими лагерями с последующим переводом почти в ад — во Владимирский централ.

Лидия Русланова не имела специального образования. Музыкальным азам обучалась в детдоме, куда попала после смерти матери. Затем пригласили в церковный хор. Купцы охотно приглашали её домой «послушать, как сирота поёт…». К 17 годам она уже не боится публичных выступлений, но на хлеб зарабатывает рабочей мебельной фабрики. Там её голос услышал профессор Саратовской консерватории М. Медведев, предложивший заниматься у них. Однако академические занятия Русланову не привлекли. И это тот, похоже, счастливый случай, когда отказ от научного подхода к вокалу сохранил для нас голос во всей его природной красоте.

http://www.gg34.ru/ewe/kultura/4831–2011–11–27–16–12–35.html


Последние комментарии