8 января 2012, 11:25 3444 просмотраархитектура, веснины, город, история, план, сталинград

Первый послевоенный генеральный план Сталинграда

Братья Веснины еще в 1929–1930 гг. предложили свою концепцию планировки Сталинграда в виде нескольких городов, один за другим расположенных вдоль берега Волги.

Позже, однако, его непривычная форма вызывала сомнения. В 1950–1951 гг. был проверен вариант развития города по двум берегам Волги с традиционной компактной планировочной структурой. Но расчеты показали, что строительство на левом, пойменном, берегу будет дороже на 20–25%, и от этого варианта вынуждены были отказаться.

В дальнейшем были проверены и другие концепции и в том числе вариант создания городов-спутников, поскольку в 50-х гг. эта форма расселения широко обсуждалась в литературе. Дальше эскизов этот вариант не продвинулся, а затем окончательно сформировалась та линейно-групповая структура, которая легла в основу генерального плана, утвержденного в 1962 г. 

В соответствии с новым генеральным планом Волгоград продолжает развиваться как агломерация четырех планировочных комплексов: Тракторозаводский и Краснооктябрьский районы составляют первый комплекс, Центральный, Дзержинский и Советский районы — второй, Кировский — третий и Красноармейский — четвертый. Все они расположены вдоль берега Волги, с зелеными разрывами между ними, и каждый представляет собой вполне законченный городской организм, где сбалансированы и труд, и жилище, и отдых. Численность населения самого большого из них не превосходит 250–300 тыс. человек.

Планировка комплекса такова, что трудовые и бытовые поездки сведены к минимуму. Это позволяет сократить транспортную напряженность улиц и соблюсти благоприятное соотношение между застройкой и природой. Продольные магистрали объединяют комплексы в единый город с единым общественным центром и единым городским хозяйством.

Благоприятной стороной планировки Волгограда является и то, что он весь расположен на правом высоком берегу, а левый берег с его пляжами, лесами и озерами оставлен для организации отдыха населения. Где бы ни находился человек, в каком бы районе он ни проживал, через 20–30 мин он может оказаться среди тишины и природы.

До войны планировка отдельных частей города имела случайный характер. Районы и поселки, расположенные на спокойном рельефе, имели, как правило, прямолинейную сетку улиц, а на пересеченном — криволинейную. Наличие оврагов и балок еще более усложняло проблему. Перед градостроителями стояла довольно трудная задача — соединить разрозненные части города в единый организм. В результате послевоенной реконструкции эта задача в основном уже решена. Достигнуто это главным образом устройством сквозных продольных магистралей. Каждый административный и планировочный район имеет свою планировку, вытекающую из рельефа и других условий, но три сквозные продольные магистрали, проходящие с севера на юг, объединяют их в единый комплекс.

Первая продольная магистраль начинается от плотины ГЭС, проходит по ул. Менжинского, проспекту Ленина, Рабоче-крестьянской улице, Электролесовскому шоссе и далее, вдоль железной дороги по существующему мосту, входит в заканальную часть города. В северной и центральной части строительство этой магистрали завершено, в южной части — планируется в ближайшие годы.

Вторая продольная магистраль начинается от алюминиевого завода, на продолжении дороги из Саратова, проходит по верхним поселкам Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов, огибает с запада Мамаев курган, затем выходит на улицы Ладожскую, Череповецкую, мимо Сельхозинститута, по ул. 64-й армии в Кировском районе, по ул. Лазаревой в Красноармейском районе, выше третьего шлюза пересечет канал. Большая часть этой магистрали уже построена.

http://volgo-grad.ru/architecture/planni…

Похожие записи:
Третья продольная магистраль8 января 2012, 11:25

Последние комментарии